Секция «Приоритетные направления помощи семье особого ребенка»
Доклады
Подготовка дефектологов в условиях цифровой трансформации образования: персонализированный подход

Ахметзянова Анна Ивановна
Кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и педагогики специального образования Казанского федерального университета;

Егорова Зарема Рустамовна
Старший преподаватель кафедрой психологии и педагогики специального образования Казанского федерального университета.
Доклад посвящён актуальным вопросам подготовки специалистов в области специального (дефектологического) образования в условиях трансформации образовательной среды и цифровизации.
Представлены ключевые направления научно-исследовательской и практико-ориентированной деятельности кафедры психологии и педагогики специального образования Казанского федерального университета, реализующей программы бакалавриата и магистратуры по направлению "Специальное (дефектологическое) образование".
Особое внимание уделено разработке и внедрению цифровых образовательных ресурсов.
Доклад затрагивает вопросы персонализации обучения, цифровизации образовательной среды и формирования профессиональных компетенций будущих дефектологов.
Инклюзия в эпоху цифровизации: трансформация педагогической
практики
Коротаева Мария Ивановна
Учитель-логопед
Цифровизация и информатизация прочно вошли в образовательный процесс, формируя «цифровую образовательную среду», насыщенную современными информационно-компьютерными технологиями и ресурсами. Обучение использованию современных цифровых образовательных ресурсов в процессе повышения квалификации позволяет педагогам находить собственные решения для повышения эффективности своей работы. Есть необходимость в поиске новых, эффективных форматов курсовой подготовки по программам повышения квалификации в электронном виде. Эти форматы должны быть ориентированы на практическое применение цифровых инструментов и учитывать принципы инклюзивного образования.
Инклюзивное волонтерство как социально активная деятельность
Луковенко Татьяна Геннадьевна
Кандидат педагогических наук, доцент, руководитель высшей школы педагогического и дефектологического образования, директор РУМЦ ОВЗ ТОГУ
Создание безопасной образовательной среды для детей с расстройствами аутистического спектра в ДОО: роль психолога в коррекции тревожности и страхов
Максимович Мария Александровна
Педагог-психолог, Государственное автономное общеобразовательное учреждение Саратовской области "Центр образования "Родник знаний".
В статье рассматриваются ключевые элементы безопасной среды для детей с РАС дошкольного возраста, включая физическую, социальную и эмоциональную составляющие, а также озвучены методы, которые психологи могут применять для создания такой среды. Представлены практические рекомендации по индивидуализации подходов к каждому ребенку и использованию методов арт-терапии, сенсорной интеграции и других для снижения тревожности и страха.
Уделено внимание сотрудничеству психолога с педагогами и родителями, что позволяет создать единую поддерживающую сеть вокруг ребенка.
Формирование ресурсного потенциала семьи, воспитывающей ребенка с нарушением слуха после высокотехнологичного хирургического лечения
Феклистова Светлана Николаевна
Доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», г. Минск
Анализируется проблема формирования ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с кохлеарными имплантами (КИ). Представлены результаты анкетирования членов семьи ребенка с КИ, описаны средовые образовательные ресурсы, обеспечивающие формирование у членов семьи компетентности в контексте готовности и способности создавать условия для развития личностного потенциала и функциональных умений детей с КИ.
Проектирование инклюзивной образовательной среды профессиональных образовательных организаций
Мануйлова Виктория Викторовна
Профессор департамента социально-психологических технологий икоррекционно-развивающих методик института психологии и комплексной
реабилитации
В докладе раскрываются актуальные аспекты, связанные с проектированием инклюзивной образовательной среды в колледжах и техникумах, обучающих студентов с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью. Дается характеристика основных этапов проектирования инклюзивной образовательной среды, критериев оценки инклюзивной образовательной среды, этапов сопровождения. Подробно освещается структура системы специальных условий инклюзивного среднего профессионального образования
Модель комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в 5-9 классах в инклюзивной школе
Резникова Елена Васильевна
Кандидат педагогических наук
ФГБОУ ВО ЮУрГГПУ «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
В ходе многолетней экспериментальной работы на базе на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средней
общеобразовательной школы № 73 г. Челябинска» специалистами службы психолого-педагогического сопровождения и учителями школы разработана модель комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 5-9 классах в инклюзивной школе. Модель реализуется через организацию комплексного сопровождения школьным психолого-педагогическим консилиумом в пяти блоках. Это обучение в общеобразовательном классе, оказание коррекционно-педагогической поддержка обучающимся через проведение индивидуальных и подгрупповых занятий учителями по русскому языку и математике, психолого-педагогическое сопровождение специалистами, проведение коррекционной работы в условиях дополнительного образования, что возможно во внеурочной деятельности и проведение профориентационной работы классными руководителями, педагогами-психологами, социальным педагогом. Выбор модели инклюзивного образования был обоснован анализом состава учащихся школы и желанием педагогического коллектива обучать всех детей, поступивших в школу.
Роль семьи в процессе социализации и инклюзии ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Ткачева Виктория Валентиновна
Профессор кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии Института детства ФГБОУ ВО МГПУ, доктор психологических наук, профессор
Инклюзивное образование – важнейший вектор развития современной системы образования.
Семья ребенка с ОВЗ - социальный институт, выступающий в качестве базовой начальной социальной среды, которая готовит ребенка для включения в общее социальное пространство, в процессы взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Формирование представлений об особенностях и возможностях развития своего ребенка у родителей детей с ОВЗ является наиважнейшим условием успешного семейного воспитания, развития, обучения и социализации ребенка с ОВЗ.