Секция «Настоящее и будущее коррекционной педагогики и специальной психологии»
Доклады
Развитие когнитивных и метакогнитивных способностей личности как основная задача образования ближайших десятилетий
Савенков Александр Ильич
Д,психол.н., д.п.н., академик РАО, научный руководитель лаборатории развития педагогических кадров Центра педагогического образования РАО, директор института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
Современные требования к диссертационным исследованиям в области коррекционной педагогики и специальной психологии
Бабкина Наталия Викторовна
Д.психол.н., заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития ФГБНУ «ИКП»
Доклад посвящен анализу современных требований к диссертационным исследованиям. Рассматриваются вопросы качества подготовки диссертаций, в том числе в области инклюзивного образования; приводятся примеры наиболее частых замечаний к методическому аппарату, опытно-экспериментальной части, выводам. Обращается внимание на необходимость соответствия диссертации Паспорту научной специальности, Критериям доказательности диссертационных исследований в сфере наук об образовании. Обсуждаются вопросы, связанные с оригинальностью текста, самоцитированием и некорректным заимствованием.
Развитие коррекционной педагогики и специальной психологии в современных условиях
Лазуренко Светлана Борисовна
Д.п.н., член-корреспондент РАО, руководитель Центра развития инклюзивного образования ФГБУ «Российская академия образования»
В докладе представлены результаты сопоставления актуальных трендов в образовании, социальной ситуации, государственных целей и запросов российского общества, с научными достижениями в области образования лиц с ОВЗ и ООП, в защищенных диссертационных исследованиях в период 2018-2024 годы. Обозначены пути развития отечественной дефектологии на современном этапе развития образования с учетом потребностей будущего, которое заключается в глобализации, синтезе форм и моделей образования.
Формирование готовности педагогов в реализации направлений персонализированного образования детей с ОВЗ: результаты научных исследований молодежной лаборатории МПГУ
Туманова Татьяна Володаровна
Д.п.н., директор Института специального образования и реабилитации НОЧУ ВО «Международный Университет Психолого-Педагогических Инноваций», профессор
В докладе будут представлены результаты научных исследований молодежной лаборатории МПГУ по формированию готовности педагогов в реализации направлений персонализированного образования детей с ОВЗ.
Результаты научно-исследовательской работы в Молодежной лаборатории МПГУ позволили:
- изучить и структурировать уровни осведомленности педагогов (педагоги дошкольного образования, начальной школы, тьюторы, педагоги дополнительного образования, логопеды, дефектологи, педагоги госпитальных школ) о персонализации в обучении детей с ОВЗ;
- выстроить условные алгоритмы при создании иерархии микро-мезо и макропрограмм персонализированного обучения детей с ОВЗ;
- определить потребность в проектировании и внедрении в программы профессиональной подготовки педагогов разделов на основе потенциально новых профессиональных компетенций;
- обозначить новые перспективные модели исследований в области обеспечения безопасности в образовании детей с ОВЗ с учетом рискообразующих факторов.
Основополагающие критерии
научной школы в
дефектологии
Филатова Юлия Олеговна
Д.п.н., профессор РАО, заведующий лабораторией развития высшего специального (дефектологического) образования Центра развития инклюзивного образования ФГБУ «Российская академия образования»
Коробейников Игорь Александрович
Д.психол.н., профессор, заместитель директора по научной работе, главный научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», главный редактор журнала «Дефектология»
В докладе обсуждается понятие научной школы, раскрываются базовые критерии для описания научной школы в области дефектологии.
О доказательности исследований в области педагогики и психологии: модели, процедуры и ошибки
Голубчикова Анастасия Валентиновна
Д.тех.н., заведующий лабораторией технологий и средств психолого-педагогической абилитации ФГБНУ «ИКП», Нурлыгаянов Ильшат Назифович, к. психол. н., старший научный сотрудник лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации ФГБНУ «ИКП»
Нурлыгаянов Ильшат Назифович
К. психол. н., старший научный сотрудник лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации ФГБНУ «ИКП»
В докладе раскрываются особенности реализации и методологические проблемы исследований, выполненных в рамках номотетического и идиографического подходов. Описываются основные требования, предъявляемые к диагностическому инструментарию и часто встречающиеся ошибки в их применении. Даётся характеристика математико-статистических методов, решающих различные психолого-педагогические задачи и "ловушки", возникающие при обработке результатов исследования.