Секция «Настоящее и будущее коррекционной педагогики и специальной психологии»


Доклады

Развитие когнитивных и метакогнитивных способностей личности как основная задача образования ближайших десятилетий

2lj6sel8ygv8p6j2xj85gplt9ufd5xpn

Савенков Александр Ильич

Д,психол.н., д.п.н., академик РАО, научный руководитель лаборатории развития педагогических кадров Центра педагогического образования РАО, директор института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

Современные требования к диссертационным исследованиям в области коррекционной педагогики и специальной психологии

Бабкина Наталия Викторовна - фото

Бабкина Наталия Викторовна

Д.психол.н., заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития ФГБНУ «ИКП»

Аннотация

Доклад посвящен анализу современных требований к диссертационным исследованиям. Рассматриваются вопросы качества подготовки диссертаций, в том числе в области инклюзивного образования; приводятся примеры наиболее частых замечаний к методическому аппарату, опытно-экспериментальной части, выводам. Обращается внимание на необходимость соответствия диссертации Паспорту научной специальности, Критериям доказательности диссертационных исследований в сфере наук об образовании. Обсуждаются вопросы, связанные с оригинальностью текста, самоцитированием и некорректным заимствованием.

Развитие коррекционной педагогики и специальной психологии в современных условиях

Lazurenko-scaled-e1726754016961

Лазуренко Светлана Борисовна

Д.п.н., член-корреспондент РАО, руководитель Центра развития инклюзивного образования ФГБУ «Российская академия образования»

Аннотация

В докладе представлены результаты сопоставления актуальных трендов в образовании, социальной ситуации, государственных целей и запросов российского общества, с научными достижениями в области образования лиц с ОВЗ и ООП, в защищенных диссертационных исследованиях в период 2018-2024 годы. Обозначены пути развития отечественной дефектологии на современном этапе развития образования с учетом потребностей будущего, которое заключается в глобализации, синтезе форм и моделей образования.

Формирование готовности педагогов в реализации направлений персонализированного образования детей с ОВЗ: результаты научных исследований молодежной лаборатории МПГУ

2025-06-17_23-00-06

Туманова Татьяна Володаровна

Д.п.н., директор Института специального образования и реабилитации НОЧУ ВО «Международный Университет Психолого-Педагогических Инноваций», профессор

Аннотация

В докладе будут представлены результаты научных исследований молодежной лаборатории МПГУ по формированию готовности педагогов в реализации направлений персонализированного образования детей с ОВЗ.

Результаты научно-исследовательской работы в Молодежной лаборатории МПГУ позволили:

  • изучить и структурировать уровни осведомленности педагогов (педагоги дошкольного образования, начальной школы, тьюторы, педагоги дополнительного образования, логопеды, дефектологи, педагоги госпитальных школ) о персонализации в обучении детей с ОВЗ;
  • выстроить условные алгоритмы при создании иерархии микро-мезо и макропрограмм персонализированного обучения детей с ОВЗ;
  • определить потребность в проектировании и внедрении в программы профессиональной подготовки педагогов разделов на основе потенциально новых профессиональных компетенций;
  • обозначить новые перспективные модели исследований в области обеспечения безопасности в образовании детей с ОВЗ с учетом рискообразующих факторов.

Основополагающие критерии
научной школы в
дефектологии

2025-06-16_17-24-34

Филатова Юлия Олеговна

Д.п.н., профессор РАО, заведующий лабораторией развития высшего специального (дефектологического) образования Центра развития инклюзивного образования ФГБУ «Российская академия образования»

2025-06-16_17-24-42

Коробейников Игорь Александрович

Д.психол.н., профессор, заместитель директора по научной работе, главный научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», главный редактор журнала «Дефектология»

Аннотация

В докладе обсуждается понятие научной школы, раскрываются базовые критерии для описания научной школы в области дефектологии. 

О доказательности исследований в области педагогики и психологии: модели, процедуры и ошибки

Голубчикова А.В.

Голубчикова Анастасия Валентиновна

Д.тех.н., заведующий лабораторией технологий и средств психолого-педагогической абилитации ФГБНУ «ИКП», Нурлыгаянов Ильшат Назифович, к. психол. н., старший научный сотрудник лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации ФГБНУ «ИКП»

Нурлыгаянов

Нурлыгаянов Ильшат Назифович

К. психол. н., старший научный сотрудник лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации ФГБНУ «ИКП»

Аннотация

В докладе раскрываются особенности реализации и методологические проблемы исследований, выполненных в рамках номотетического и идиографического подходов. Описываются основные требования, предъявляемые к диагностическому инструментарию и часто встречающиеся ошибки в их применении. Даётся характеристика математико-статистических методов, решающих различные психолого-педагогические задачи и "ловушки", возникающие при обработке результатов исследования.