Секция «Дизайн образовательной среды»
Доклады
Салютогенный дизайн как инструмент достижения интегративных целей в образовательной среде
Голубчикова Анастасия Валентиновна
Д.тех.н., заведующий лабораторией технологий и средств психолого-педагогической абилитации
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики»
Салютогенный дизайн – это «здоровьесберегающий» подход к проектированию и организации окружающей среды, который обеспечивает комфортное проживание, повышение производительности, физически и психологически оздоравливает и оптимизирует функциональное состояние организма человека. Дизайн пространства базируется на «Матрице здоровья» с психосоциальными факторами (эмоции, опыт, образ жизни) и аспектами согласованности компонентов здоровья (понятность, управляемость, осмысленность), на пересечении которых образуются ключевые факторы дизайна. Каждый фактор имеет определенную интерпретацию и проявляется в конкретных характеристиках физической среды.
В ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» разработана матрица ключевых факторов дизайна образовательных организаций для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Многофункциональное пространство для формирования личности
ребенка с ОВЗ
Войтас Светлана Анатольевна
К.филол.н., директор ГБОУ Центр реабилитации и образования № 7 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
В докладе описана модель работы с детьми, позволяющая развивать потенциал каждого ребёнка в разных направлениях. Социализация детей описана через создание безгаджетного пространства, внедрение инновационных проектов и выстраивания системы взросло-детских отношений.
Объемно-пространственная организация инклюзивной образовательной среды (опыт региона г. Краснодара)
Стрельникова Елена Юрьевна
Преподаватель ГБПОУ КК «Краснодарский архитектурно–строительный техникум»
В докладе будет представлена информация о деятельности межведомственной сети ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ) по развитию инклюзии в высшем образовании. Также будут представлены промежуточные результаты Федерального пилотного проекта «Формирование системы образовательного маршрута детей и молодежи с инвалидностью и ОВЗ для получения высшего образования и дальнейшего трудоустройства».
Методика инклюзивно-салютогенного проектирования: теория и практика
Решетова Маргарита Владимировна
к.иск., доцент кафедры рекламы, связей с общественностью и дизайна ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова»
Николаева Юлиана Валерьевна
студент ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет»
Сорокина Диана Сергеевна
студент ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет»
Проблема организации инклюзивной образовательной среды рассмативается в докладе с позиции культурно-экологического подхода, поднимаются некоторые вопросы эргономики и салютогенного дизайна медицинских учреждений. Производится анализ методики проектирования тактильной выставки «Душа города Белгород» и организации целостной гармоничной реабилитационной среды.
Программа обучения аспирантов-дизайнеров «Основы инклюзивного дизайна»
Коробцева Надежда Алексеевна
Д.тех.н., профессор кафедры информационных технологий и компьютерного дизайна, ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)»
В выступлении автор рассматривает курс «Основы инклюзивного дизайна». Повествование ведется об актуальности, целях, задачах курса, основных разделах. Приведены результаты исследований, выполненных под руководством автора аспирантами-исследователями специальности 5.10.3 Искусствоведение.
Дизайн игрового паттерна для детей с ОВЗ
Кириенко Ирина Петровна
К.иск., доцент кафедры архитектуры, дизайна и экологии, ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет»
Дятлова Екатерина Александровна
студент ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет»
Для детей с расстройством аутистического спектра особое значение имеет рассмотрение игры как социальной деятельности, в которой происходит естественное «управление поведением».
Объектом дизайна выступило кафе «Кофепейкин», для которого было спроектировано специфическое игровое пространство с графическим лабиринтом, моделирующее реальность туристического путешествия по объектам историко-культурного наследия города-курорта Сочи. Разработаны два концептуальных подхода к настенному графическому паттерну: для первого этажа динамичный игровой паттерн, для второго этажа разработаны варианты статичного игрового графического паттерна. Игровой процесс заключается в том, чтобы «провести» маскот Кофепейкина через все достопримечательности города-курорта Сочи.
Практическая значимость работы заключается в создании интерьера объекта питания, учитывающего социальные запросы детей и подростков с ОВЗ.
Визуальная структуризация пространства как условие оптимизации учебной деятельности детей с ОВЗ
Махова Татьяна Олеговна
К.п.н., член Союза Дизайнеров России, доцент кафедры Архитектуры, дизайна и экологии ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет»
Егорова Екатерина Евгеньевна
Студент ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет»
В условиях активной трансформации российской системы образования особое значение приобретает развитие адаптивной образовательной среды, направленной на создание комфортного и безопасного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья. Представленное исследование осуществляется в рамках президентской программы «Школа Мечты». Экспериментальной территорией проектного преобразования выбрано МОБУ гимназия № 6 г. Сочи имени Зорина Фёдора Михайловича.
Анализ международных и отечественных практик проектирования инклюзивных пространств дополнен авторскими пропедевтическими разработками. Итогом работы стали конкретные предложения по внедрению визуально и функционально структурированных интерьерных решений, направленных на снижение когнитивной и эмоциональной нагрузки. Эти подходы могут быть масштабированы и использованы в проектировании инклюзивных образовательных пространств нового поколения.
Роль тифлоустройств в развитии познавательных возможностей дошкольников с нарушениями зрения
Бобрышева Елена Владимировна
Педагог-дефектолог, арттерапевт, доцент филиала ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» в г. Черняховске Калининградской области, к.экон.н., доцент
Целью исследования является изучение реабилитационного влияния тифлоустройств на формирование познавательной сферы личности дошкольника с нарушением зрения с помощью психолого-педагогического эксперимента.
Материалы и методы. Исследование проводилось в форме психолого-педагогического эксперимента. Мы приходим к выводу, что у тестируемых детей, включенных в выборку, наблюдается неоднородная успеваемость. Мы можем сделать вывод о необходимости внедрения мультимодально-ориентированного подхода, который фокусирует роль специального образования, модификации поведения. Выявлены значимые различия в использовании тифлоустройств с информационными технологиями, их механический дизайн, электрический дизайн, эргономика.
Доказано, что внедрение рекомендуемой информационной технологии повышает интерес к занятиям, активизирует познавательную активность, повышает творческий потенциал дошкольника.
Выводы. Обобщено, что использование тифлоустройств в работе дошкольников с нарушением зрения позволяет им максимально персонализировать свое обучение, сделать процесс обучения творческим и исследовательским.
Разработка инклюзивной мебели для детей с расстройствами аутистического спектра на основе теории эмоциональной аффордантности
Ци Цю
К.иск., преподаватель кафедры промышленного дизайна Хубэйского института изобразительных
искусств (Китай)
В условиях активного развития инклюзивного образования и роста числа детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) возрастает необходимость создания предметной среды, отвечающей их особым эмоциональным и сенсорным потребностям. В докладе рассматривается применение теории эмоциональной аффордантности в проектировании мебели для детей с аутизмом. На основе эмпирических исследований и анализа пользовательского опыта выделены ключевые эмоциональные потребности таких детей — безопасность, привязанность, эмпатия, близость, получение опыта и удовлетворения. Представлены пути трансформации этих потребностей в конкретные дизайнерские решения: от формообразования и выбора материалов до функциональной адаптивности и визуально-тактильных стимулов. В рамках доклада демонстрируется авторский проект инклюзивной серии мебели «Зверопарк», разработанный с учетом принципов когнитивной, сенсорной, поведенческой и функциональной аффордантности. Работа направлена на повышение качества среды обучения, реабилитации и социализации детей с особыми образовательными потребностями.
Проектирование игровой продукции: дизайн как средство объединения академических и социальных целей образования
Астахова Мария Александровна
Младший научный сотрудник лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики»
В докладе показано, что объединение академических и социальных целей образования позволяет разрабатывать игровую продукцию, способствующую развитию и коррекции, социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Достижению поставленных целей способствует решение определенных коррекционно-педагогических задач с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ. Разработаны критерии проектирования игровой продукции: целевой, операциональный, мотивационный. В соответствии с ними определяются параметры игровой продукции: художественный образ, размер, вес, цвет, матеииал и фактура, звук, свет, наличие подвижных частей.
Развивающая среда – средство для создания благоприятных условий для познания мира и развития ребёнка
Плаксина Нина Николаевна
Руководитель Центра дошкольного образования Издательства ООО «Русское слово ¬– учебник»
О предметной среде и пространстве, окружающих ребёнка. Поддержка детской игры. Игрушка, как средство освоения культуры и самовыражения ребёнка. Развивающий потенциал игровых материалов для разных видов детской деятельности. Принципы проектирования развивающей среды. Создаем психологически комфортное простаранство в ДОО.