Секция «Приоритетные направления помощи семье особого ребенка»


Доклады

Социальная ситуация семьи, воспитывающей двух детей, один из которых ребенок с ОВЗ

Разенкова Юлия Анатольевна

Д.п.н., заведующий лабораторией комплексных исследований в области ранней помощи ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики»

Аннотация

Материалы доклада посвящены анализу характеристик сиблинговых и детско-родительских отношений, а также проблеме информированности здоровых детей относительно состояния и развития младшего ребенка с ОВЗ. Показано, что острота переживаний старшего в связи с заболеванием младшего ребенка, конфликтность отношений, избегание взаимодействия не связаны с теми или иными нарушениями в развитии младшего ребенка, глубиной этих нарушений, так как встречаются во всех группах детей с ОВЗ и/или инвалидностью. Выявлено, что информированность старшего ребенка о заболевании младшего ребенка является специфической особенностью сиблинговой связи в семьях: 43% детей младшего школьного возраста не имеет информации о заболевании своего брата или сестры. Описана трансформация сиблинговых связей, происходящая к подростковому возрасту: значимо увеличивается количество случаев избегания и эмоционального отстранения ребенка, входящего в подростковый возраст от своего сиблинга с ОВЗ.

Формирование ресурсного потенциала семьи, воспитывающей ребенка с нарушением слуха после высокотехнологичного хирургического лечения

c6a693d0432b8374c7aba70f0f5e771c

Феклистова Светлана Николаевна

Д.п.н., профессор, проректор по научной работе УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

Аннотация доклада

Анализируется проблема формирования ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с кохлеарными имплантами (КИ). Представлены результаты анкетирования членов семьи ребенка с КИ, описаны средовые образовательные ресурсы, обеспечивающие формирование у членов семьи компетентности в контексте готовности и способности создавать условия для развития личностного потенциала и функциональных умений детей с КИ.

Роль семьи в процессе социализации и инклюзии ребенка с ОВЗ

Ткачева Виктория Валентиновна

Д.психол.н., профессор кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»

Аннотация

Инклюзивное образование – важнейший вектор развития современной системы образования.

Семья ребенка с ОВЗ — социальный институт, выступающий в качестве базовой начальной социальной среды, которая готовит ребенка для включения в общее социальное пространство, в процессы взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Формирование представлений об особенностях и возможностях развития своего ребенка у родителей детей с ОВЗ является наиважнейшим условием успешного семейного воспитания, развития, обучения и социализации ребенка с ОВЗ.

Ресурсная модель помощи семье
ребенка с ОВЗ

Югова О.В.

Югова Олеся Вячеславовна

К.п.н., доцент, заведующая Молодежной лабораторией инновационных технологий в персонализированном образовании, доцент кафедры логопедии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»

Аннотация доклада

В докладе представлена авторская ресурсная модель психолого-педагогической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Модель основана на выявлении актуального ресурсного состояния семьи и его активизации, а также привлечении внешних ресурсов различного спектра. Для выявления уровня ресурсности разработан специальный диагностический инструментарий, который позволяет не только распределить семьи по уровню ресурсности, но и отражает индивидуальный профиль ресурсности каждой семьи.

Взаимодействие специалистов медицинской организации с семьей ребенка с нарушениями здоровья

Боженкова Ксения Алексеевна

К.психол.н., старший научный сотрудник лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», ведущий аналитик ФГБУ «Российская академия образования»

Аннотация

В докладе будут рассмотрены основные направления психолого-педагогического сопровождения семьи ребёнка с ОВЗ, а также предложены актуальные параметры оценки психологического состояния родителей.

Психолого-педагогическая помощь родителям и ребенку в условиях
э
кстренной госпитализации

Безкопыльная Т.Н.

Безкопыльная Татьяна Николаевна

Семейный психолог, руководитель психологической службы ГБУЗ «Морозовская детская городская клиническая больница Департамента здравоохранения города Москвы»

Аннотация доклада

В докладе рассмотрены социальные аспекты экстренной госпитализации, характеристики детей в различном психофизическом состоянии и оценка параметров функционирования ребёнка в этот период, а также алгоритмы оказания психологической помощи всем участникам процесса.