Секция «Региональный опыт специального и инклюзивного образования»


Доклады

Инклюзивное образование в ретроспективе и современных реалиях стратегии России

фото маллаев

Маллаев Джафар Михайлович

Д.п.н, член-корреспондент РАО, профессор, заведующий кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова»

Аннотация доклада

В статье рассмотрены история возникновение и развития инклюзивного образования в ретроспективе зарубежом   и в современных реалиях стратегии России в новой  русифицированной трактовке инклюзии  с английского языка  «всё включено (inclusion).Новые вошедшие с английского(британского)языка дефиниции- англицизмы инклюзия, толерантность,гендер и др. Материалы нашего доклада построены на результатах многолетнего опыта нашей научной школы и материалах исследования по проекту «Северо-Кавказский ресурсный центр инклюзивного образования «Созвездие» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

   Ключевые слова: инклюзивное образование, реалии стратегии, ретроспектива, лица с ОВЗ и инвалидностью, нормотипичные дети и дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Инклюзивная школа: результаты апробации базовой модели

фото Азизова

Азизова Людмила Хамбертовна

К.п.н, доцент, заведующий кафедрой дефектологии и инклюзивного образования ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова»

Аннотация доклада

В докладе раскрывается взаимосвязь между уровнем инклюзивности образовательной системы и степенью социальной зрелости государства. Инклюзивное образование рассматривается как индикатор готовности государства к равноправному включению всех граждан в общественные процессы. Отмечается, что эффективная инклюзия возможна лишь при наличии соответствующих общественных ценностей, политики и инфраструктуры. Делается вывод о необходимости системной трансформации не только школы, но и всех институтов социальной политики.

Современные концепции инклюзивного образования для детей с ОВЗ

фото гасанова

Гасанова Светлана Саид-Гаджиевна

К.п.н., доцент кафедры дефектологии и инклюзивного образования ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова»

Аннотация

Доклад освещает ключевые концепции инклюзивного образования, сформировавшиеся в современной педагогике и социальной политике. Рассматриваются подходы — от медико-дефектологического до эколого-средового — и принципы построения образовательной среды, ориентированной на разнообразие и индивидуализацию. Подчёркивается роль универсального дизайна обучения и необходимости междисциплинарной подготовки педагогов. Делается вывод о важности инклюзивной школы как модели справедливого и гуманного общества.

Эффективность инклюзивных инициатив в России в условиях современных вызовов

фото валиева

Валиева Патимат Валиевна

К.п.н., доцент кафедры дефектологии и инклюзивного образования ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова»

Аннотация

Доклад посвящён оценке эффективности российских инклюзивных образовательных инициатив в контексте правовых, институциональных и кризисных реалий. Анализируются как достигнутые успехи, так и сохраняющиеся проблемы — территориальная диспропорция, слабая кадровая база, инфраструктурные барьеры. Особое внимание уделяется влиянию пандемии и экономических трудностей на устойчивость системы. Представлены рекомендации по усилению инклюзивной политики и формированию устойчивой образовательной среды.

Организация логопедической помощи детям с нарушениями речи в инклюзивном образовании

2lj6sel8ygv8p6j2xj85gplt9ufd5xpn

Магомедова Разият Магомедовна

К.п.н., и.о. декана факультета дошкольного образования ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова»

Социализация детей с ОВЗ в условиях инклюзии

фото джамалудинова

Джамалутдинова Заира Гамзатовна

К.психол.н., доцент кафедры специальной и клинической психологии ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова»

Аннотация

Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в дополнительной помощи со стороны окружающих взрослых и общества в целом, так как они являются особой социально-незащищенной группой населения. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, интеграция таких детей в общество организовывают для того, чтобы они могли приобрести и усвоить определенные ценности и общепринятые нормы поведения необходимые для жизни в обществе.

Влияние структуры семьи на взаимоотношения сиблингов с разными образовательными потребностями

фото амирова

Амирова Светлана Кировна

К.психол.н., доцент кафедры специальной и клинической психологии ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова»

Аннотация

Раскрывается проблема взаимоотношений в семье, воспитывающей ребенка с особенностями в развитии, отношения между сиблингами, корреляция этих взаимоотношений в ситуации рождения ребенка с нарушениями развития. Определяется сложность проживания семьей этапа рождения больного ребенка, особенности этого принятия здоровым ребенком. Появление больного ребенка в семье становится фрустрацией жизненного плана родителей и стратегии реализации их стиля жизни. Затрагиваются кризисные характеристики становления личности здорового ребенка в диаде сиблингового симбиоза с больным. Проблема рассматривается с позиции психологических особенностей взаимосвязи этих характеристик с порядком рождения ребенка.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде

фото Бажукова

Бажукова Оксана Александровна

К.психол.н., доцент кафедры специальной и клинической психологии ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова»

Аннотация

Внедрение в практику идей инклюзии в последнее время становится одним из самых важных направлений системы образований Российской Федерации. В научно-исследовательской практике результаты деятельности известного советского психолога Л. С. Выготского имеют непосредственное отношение к исследованию этой проблемы. Таким образом, по словам ученого, задача воспитания детей с ограниченными возможностями состоит в их интеграции в жизнь.