Секция «Векторы развития образования лиц ОВЗ»
Доклады
Психолого-педагогический консилиум образовательной организации как условие эффективного сопровождения обучающихся с ОВЗ и их семей

Кобрина Лариса Михайловна
Д.п.н., профессор, проректор по образовательной деятельности, директор института дефектологического образования и реабилитации, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»


Вахрина Елена Юрьевна
Директор МБОУ «Сусанинская средняя общеобразовательная школа»
Алексеева Анастасия Юрьевна
Директор ГБУДО «Ленинградский областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
В настоящее время одной из форм оказания методической, диагностической и консультативной психолого-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ и их семьям является деятельность служб психолого-медико-педагогической сопровождения. Целью деятельности психолого-педагогического консилиума образовательной организации является создание оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья посредством психолого-педагогического сопровождения, а также психологическая и методическая помощь семье ребенка с ОВЗ.
Инклюзивное образование в Кыргызстане: проблемы внедрения и перспективы развития
Дунганова Джамиля Эрнстовна
Магистр образования (MEd), старший преподаватель кафедры специальной педагогики и психокоррекции Института педагогики и психологии Кыргызского государственного университета им. Ишеналы Арабаева
В докладе представлены достижения в области реализации международных и местных проектов по внедрению инклюзивного образования в Кыргызстане, а также существующие проблемы, барьеры в имплементации модели инклюзивного образования на государственном уровне, включая несовершенство нормативно-правовой базы, необходимость модернизации системы специального образования, подготовку педагогов общего образования, представителей общественности и родителей.
Как сделать обучение по СИПР
эффективным?
Царёв Андрей Михайлович
К.п.н., руководитель Федерального ресурсного центра по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми множественными нарушениями развития, директор ГБОУ Псковской области «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»
Доклад посвящен организационно-методическим вопросам образования обучающихся по СИПР. В ходе анализа практик организации образования обучающихся по СИПР в ряде субъектов Российской Федерации были выявлены наиболее существенные трудности, связанные с разработкой и реализацией СИПР, препятствующие эффективному образованию обучающихся. В качестве проблемных областей выделяются:
1) определение образовательного маршрута обучающихся;
2) организационно-методические условия;
3) обеспечение кадровых условий;
4) материально-технические условия;
5) сотрудничество семьи и образовательной организации.
Изучение проблем и опыт образовательных организаций позволили сформулировать пути решения обозначенных проблем. Докладчик раскрывает 5 проблемных областей, связанных с организацией образования обучающихся с выраженным нарушением интеллекта, с ТМНР и обозначает возможные пути решения выделенных проблем.
Об условиях реализации метапредметного подхода в инклюзивном образовании
Маркевич Ирина Дмитриевна
К.п.н., доцент кафедры «Психологии и коррекционной педагогики» Института педагогики и психологии ФГАОУ ВО «Мурманский арктический университет»
В докладе рассматриваются современные условия реализации и ключевые аспекты метапредметного подхода. Среди них: индивидуализация образовательного процесса, использование современных технологий, интеграция коррекционно-развивающих компонентов, командный подход и создание модели условий реализации метапредметного подхода для обучающихся с ОВЗ.
Модель комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в 5-9 классах в инклюзивной школе
Резникова Елена Васильевна
К.п.н., доцент ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
В ходе многолетней экспериментальной работы на базе на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы № 73 г. Челябинска» специалистами службы психолого-педагогического сопровождения и учителями школы разработана модель комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 5-9 классах в инклюзивной школе. Модель реализуется через организацию комплексного сопровождения школьным психолого-педагогическим консилиумом в пяти блоках. Это обучение в общеобразовательном классе, оказание коррекционно-педагогической поддержки обучающимся через проведение индивидуальных и подгрупповых занятий учителями по русскому языку и математике, психолого-педагогическое сопровождение специалистами, проведение коррекционной работы в условиях дополнительного образования, что возможно во внеурочной деятельности и проведение профориентационной работы классными руководителями, педагогами-психологами, социальным педагогом. Выбор модели инклюзивного образования был обоснован анализом состава учащихся школы и желанием педагогического коллектива обучать всех детей, поступивших в школу.
Роль стиля воспитания в формировании правильного пищевого поведения у детей раннего возраста с проблемами здоровья
Косенкова Инна Александровна
PhD (нейронауки, Веронский университет), технолог пищевого производства (пищевой технолог) / Tecnologo della produzione alimentare (tecnologo alimentare) / Веронский университет, Испания
Доклад посвящен анализу результатов исследования состояния пищевого поведения в семьях, воспитывающих детей с проблемами здоровья. Анализируются модели питания, наиболее часто реализуемые в современной семье. Расссматривается актуальность адаптирования програграмм пищевого поведения к индивидуальным потребностям ребенка, и роль семьи в поддержке здоровых пищевых привычек. Формулируются факторы, влияющие на выбор диетотерапии, и предлагаются рекомендации для улучшения эффективности помощи семье.
Преемственность формирования и развития текстовой деятельности обучающихся с ТНР в системе общего образования РФ
Кошечкина Татьяна Вячеславовна
К.п.н., старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики»
Доклад посвящен проблеме обеспечения преемственности в формировании и развитии стратегий текстовой деятельности обучающихся. В фокусе особого внимания — обучающиеся, успешно освоившие адаптированную программу для детей с тяжелыми нарушениями речи на уровне начального образования и планирующие продолжать обучение по основной образовательной программе. Обеспечение преемственности условий развития их текстовой деятельности, на наш взгляд, может повысить эффективность учебной деятельности этой группы детей и обеспечить бесшовный переход между программами и уровнями образования.